Дорогим клиентам посвящается

К психологам обращаются разные люди, с разными проблемами, с разными запросами.

Возможно вы не относитесь к описанным ниже типам клиентов, а возможно кто-то себя и узнает.

Итак, 5 типов клиентов в истории психологии, которые точно не дадут психологам расслабляться 🙂

1) Визитеры

Визитеры обычно не имеют конкретного запроса для консультации. Им интересно побывать у психолога, посмотреть как это работает, попробовать что-то новое. Психотерапию, расстановки, гипноз, арт-терапию они проходят исключительно ради любопытства. «Как оно будет работать» у них. Они приходят, беседуют, уточняют некоторые вопросы, и уходят. Все остаются довольны.

2) Жалобщики

Клиенты, которые хотят излить душу, но не хотят ничего менять. Замечательные клиенты для психоаналитика, потому что он готов слушать их часами, а клиенты часами все рассказывать.

Они будут ходить к психоаналитику для того, чтобы просто общаться, или точнее, просто пожаловаться на жизнь. Им не нужны никакие техники, им не нужны никакие результаты, им нужен «друг за деньги».

Довольны друг другом и психоаналитик и клиент, но и они же могут оказаться проблемными клиентами для психотерапевта, если тот нацелен на то, чтобы увидеть результаты своей работы.  Буря эмоций и внесение психолога в разряд «нехороших людей» гарантированы.

Клиент-жалобщик не готов к изменениям, он всячески избегает работать над собой. Его задача — отвести душу, выговорившись. Попутно найти виновных в их злоключениях. Догадайтесь, кто будет следующим в очереди?

3) Терапевтоманы

Терапевтоманам важен сам процесс терапии, а не ее результат. Поэтому они ходят к психотерапевтам часто и с удовольствием. Всегда выполняют домашние задания, с энтузиазмом воспринимают новые техники работы.

При этом психологов меняют легко, если им что-нибудь не понравилось.

Обычно все довольны друг другом. Но если психолог начнет просить клиентов выполнять домашние задания, будет много расспрашивать о результатах предыдущей беседы, то клиент скорее всего уйдет к другому, который не будет напрягать домашней работой.

4) Терапевтоеды

Терапевтоеды начинают свой монолог со слов: «я обошел 10 психологов, и ни один не помог. Только вы сможете мне помочь».

Как минимум, это будет означать, что клиент похож на терапевтомана. Но терапевтоман — это приятный клиент, который просто любит ходить к разным терапевтам, психологам, словом, ко всем кто как-то связан с изучением человеческих душ.

Терапевтоед не только любит ходить к терапевтам, он их «съедает». Он будет требовать от специалиста «повышенного внимания» к его случаю, и на следующие консультации раз за разом будет приходить со словами: «у меня ничего не изменилось».

Он, уверяя психолога на встрече, что будет выполнять все рекомендации, выйдя за порог кабинета напрочь забудет что ему нужно делать. Зато он будет «мусолить» все слова психолога, которые хоть как-то его затронули и на следующей встрече, будьте уверены, он снова начнет разговор с той же ноты с которой начиналась первая встреча.

Если такое произошло, стоит присмотреться, не терапевтоед ли перед ним? Это важно хотя бы потому что в конце концов, терапевтоед обвинит того в непрофессионализме, как минимум, и даже потребует вернуть деньги за все консультации, как максимум.

Если терапевтоеда распознали сразу на первой встрече, то следует дать терапевтоеду обширное задание для размышления, отчет по которому клиент должен будет представить на следующей встрече. Нельзя доводить решение проблемы клиента до конца, а нужно сделать это частично, чтобы он провел работу сам.

Если клиент — терапевтоед, то он больше не придет, а если покупатель, то вы получите очень хорошего и адекватного клиента.

5) Покупатели

Покупатели — эти клиенты, которые хотят купить помощь психолога. Они готовы вложиться в себя, работать над заявленной проблемой, оплатить работу терапевта. Они дают — они же и берут с благодарностью. Обычно у них сформирован четкий запрос к консультации. Они понимают, что хотят изменить и готовы это сделать.

Но даже если четкого запроса нет, они все равно  понимают, что хотят перемен. И они идут к психологу для того, чтобы эти перемены произошли.

И психолог, и клиент-покупатель всегда работают друг с другом с удовольствием.


Случается и такое, что клиент может совмещать в себе несколько типов клиентов, в разное время работы, в разном состоянии расположения духа.

Тогда можно обратить внимание на установки клиента и слегка их подкорректировать.

Если в клиенте преобладает визитер, важно заострить внимание на его запросе, помочь ему определиться с тем, что ему конкретно на данный момент нужно.

Если клиент хочет стать жалобщиком, то нужно мягко научить его не искать виноватых в его теперешнем состоянии, а научить смотреть внутрь себя.

Если клиент терапевтоман, то нужно научить его ставить цели и достигать их.

Если клиент терапевтоед, то, возможно, он пришел к психологу для того, чтобы тот смог оценить себя со стороны и поучиться чему-то новому.

Если клиент — покупатель, тогда к работе!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

один + один =